И снова квадрокоптер…

Вчера до меня совершенно неожиданно дошла посылка с квадрокоптером DJI Mavic Pro. Суть неожиданности в том, что груз отправленный формально 31 августа почти 3 недели тащился по Китаю и какой-то неведомой транзитной стране, а потом за 3 дня оказался у меня в руках, чего я совсем не ожидал после столь странной доставки по Китаю. Немаловажно отметить, что я сначала заказал, потом отменил заказ ибо нашел чуть дороже, но с лучшими сроками ибо хотел застать солнечную осень. Однако, продавец убедил меня, что груз будет отправлен «из России, но не из Москвы». По факту сумка и аккумулятор были отправлены из Эстонии (из Китая это, очевидно, Россия) обычной почтой и за 2 недели добрался до меня. Но сам коптер был отправлен какой-то странной чисто китайской почтовой службой, что меня немало опечалило. Однако, мне повезло с погодой и вчера и сегодня я уже смог снова начать фотографировать с воздуха.

Первым моим коптером была какая-то игрушка для iPhone с двумя камерами и корпусом из пенопласта (уж и не помню как он назывался). Было это давно, но правда. Потом был дорогой за 40 или 45 к₽ DJI Phantom Vision. Летал я недолго, ибо спешил снять парад на 9 мая и в суматохе потерял управление над коптимом, так что, он запутался в проводах на крыше 5-тиэтажки и упал. Потом мне повезло и знакомый предложил купить б/у DJI Phantom Vision+, который имел лучший подвес для камеры. Оказалось, что это другой мой знакомый поменял его на Phantom 3 с доплатой и позвонил мне рассказать о его недостатках, которые по факту оказались просто помирающими аккумуляторами. Этот коптер летал у меня заметно дольше, но с ним случился совсем неприятный случай: я взлетел, поднял его метров на 5 от земли и хотел повернуть и поднимать дальше, но он завалился набок и пошел в сторону полностью игнорируя пульт управления. В нормальном случае коптер при потери связи с пультом должен идти на точку взлёта (тут она точно был нормально зафиксирована), однако, даже отключение пульта не помогло и он пролетев боком метров 200-300 почти не  снижаясь врезался в стену жилого дома. Благо окон не разбил и людей не было, так что я собрал осколки и на время забыл о воздухоплавании силами строптивых роботов.

Но так как в этом году мне исполняется 50 лет, то я позволил себе «купить игрушку» чуть раньше рассудив, что погода тоже важный фактор, а осенние фото природы самые красивые. Так что, напрягся и заказал на AliExpress набор из коптера, запасного аккумулятора и сумки для переноски за ~67к₽ трясущимися руками. Ну вот, собственно, он и дошел до меня вчера. Все бумажки исключительно на иероглифах, при активации меня предупредили, что гарантия только в стране для которой девайс предназначен, но по статистике в под гарантию попадает мизерный процент коптеров ибо почти все умирают от рук и глупости пилотов, а на них гарантия, конечно, не распространяется, так что, это не критично для такого гаджета. Отчасти порадовало, что к DJI MavicPro есть отдельно тушки с аккумулятором в продаже, что бы не переплачивать за упаковку и пульт.

Первые впечатления:

  • аппарат прекрасен своей конструкцией (очень компактно складывается);
  • заметно лучшее время полёта по сравнению со старым;
  • фирменная сумка оказалась очень толковой и удобной, что было неожиданно;
  • камера в темноте по-прежнему слаба;
  • стабилизация на ветру совершенно удовлетворительная, то есть для видео годится, а для фото с длинными выдержками нет;
  • в настройках фотоаппарата есть нормальный ручной режим с длинными выдержками, что очень полезно;
  • уверенный радиус полёта у меня пока получился около 1,5км, что очень неплохо;
  • Горизонтальная скорость порядка 36км/час, что тоже вполне достаточно;
  • огромный минус — адский софт!!! Куча мелких кнопок как крестики на банерах, но на банерах они мелкие из вредности, а тут непонятно зачем. Куча разноцветных всплывающих банеров в разных местах с подсказками и предупреждениями достают хуже пареной репы во время полёта. Есть альтернативный софт, но он немногим лучше.

Пока я не освоил всякие странные режимы полёта ибо просто пытаюсь успеть поймать осенние солнце. Но первые попытки сферических панорам на автомате (сторонним приложениям) оказались совсем неудачными. А вот снятая руками и вдумчиво панорама оказалась совершенно годной. Но буду постепенно учиться.

Если кто-то думает о покупке коптера, то честно скажу, что DJI MavicPro — однозначно лучший аппарат доступный на рынке сейчас.

Фото выкладываю в instagram где я называюсь ae67 и во flickr, а видео в Youtube

 

Забавное утро…

Очень забавное сегодня выдалось утро двумя небольшими случаями с моим участием.

Иду с палками (скандинавская ходьба по утрам бодрит иногда, а с моим весом бегать и прыгать явно не стоит) по парку Кирова по асфальтовой дорожке. Слушаю музыку в наушниках и вроде никого не трогаю. Из леса выходит пожилая дама и начинает что-то говорить явно в мой адрес. Останавливаюсь, приветствую её и выслушиваю примерном следующее: «Вот с палочками Вы ходите — это очень полезно, а вот музыку зачем слушаете? Лес надо слушать!». Желаю даме хорошего дня и прощаюсь. Не стал её расстраивать тем, что по асфальту иду со шведскими палками… Всё-таки «комплекс вахтёра» очень глубоко у в нас встроен…

Отдал машину в автосервис. Еду обратно на такси. Таксист попался разговорчивый. Спрашивает меня зачем машину в автосервис отдал (ТО 130 тыс. км.), как часто я машину чинил. Начинаю ему рассказывать про подвеску, но он не дослушивает и говорит, что он на своём китайце проехал уже 200 тысяч км и без ремонта подвески. Я возражаю, что судьба подвески всецело в руках водителя и его стиля езды. Но он утверждает, что быстро ездит. Потом прилетает, что собирается машину ставить на капитальный ремонт двигателя и из-за этого не меняет пока высоковольтные провода и свечи. Посреди дороги вдруг он говорит: «Надо остановиться» я с недоумением говорю, что можно же перестроиться другой ряд если не нравится впереди идущая машина, но он поясняет, что у него выпал высоковольтный провод из 1го цилиндра и поэтому машина дёргается. По-правде сказать, я этого не заметил, так как и до этого не мог назвать езду быстрой и комфортной. Остановились, водитель быстро выбежал и очень ловко что-то сделал под капотом. Я прямо удивился его прыти. Когда мы доехали до места он попросил поставить ему оценку в приложении, а то отворит, что его спрашивают почему ему оценок не ставят в сервисе. Ну а по дороге пытался донести мысль, что, конечно, все современные машины несколько сложнее лома и в них очень многое может ломаться по разным причинам. Но в результате слушал рекламу Geely и того, что «ну вот теперь они делают машины за 400кр с подвеской от Вольво». Поставил ему отлично.

Такая вот веселуха утренняя.

Про палки имею сказать, что прелесть их в том, что если научиться их «выбрасывать» и ловить, то есть ритмично разжимать и сжимать руки (палки для этого крепятся специальными ремешками особой формы), то ходить становится радикально легче и, соответсвенно, можно ходить быстрее. Если же не работать кистями рук, то это уже будет не скандинавская ходьба, а трекинг, наверное.

Про автосервис тоже есть небольшая история попутно. Долгое время я покупал запчасти у одного старого знакомого в его магазинчике Drive18. Однако, неделю назад он меня очень сильно подвёл. Я пришел у него спросить совета про аккумулятор, но он настоятельно предложил мне купить «такой как у меня стоял» (Varta). Я пытался отбрыкаться, что большой разницы не вижу и так как у жены машина не заводится, то мне проще пойти и купить в ближайшем магазине (собственно ту  Варту  я когда-то именно так когда-то и купил). Однако, я поддался на уговоры и согласился подождать несколько дней пока он мне привезёт аккумулятор. В результате присылает он мне фотографию аккумулятора Exite  со словам, что вот приехал! Я выпадаю в осадок ибо согласился на ожидание из-за  Varta, а тут  Exite, который имеет фирменный магазин в Ижевске. Еду a фирменный магазин выясняю, что более совершенная модель аккумулятора, чем мне привёз господин Зисман есть в наличии и по цене практически не отличается. При этом в фирменном магазине не только детально проверяют аккумулятор приборами, но и дают скидку за старый аккумулятор, так что этот оказывается дешевле того, что мне везли на заказ! Кроме аккумулятора я заказывал ещё лампочки на свою машину ибо за 5 лет яркость почти постоянно работающего ксенона наверняка упала. Однако, не спешу их покупать, я выясняю предложенные модели и ищу в интернете где они ещё есть. Звоню, оказывается есть точно такие же, но заметно дешевле. Сообщаю об этом Зисману ибо до этого он меня уверял, что ему важно мнение о его конкурентах. В результате он мне рекомендует позвонить мне некоему человеку, который даст мне отзыв о той компании где я нашел дешевле. Немного офигеваю и спрашиваю: «Ты точно будешь рекомендовать ко мне обращаться за отзывами о твоей компании после историографическую с аккумулятором?» — «Нет, ни в коем случае!». Баню его в телефоне. Сегодня поехал на ТО и, конечно, хочется расходники чуток дешевле, но качественные. В официальном автосервисе мне рекомендуют свою дочернюю компанию где оказывает, что масло которое мне Зисман продавал по 750 рублей, уверяя, что «это самая низкая цена» оказывается стоит 700 без каких-либо скидок и уверений.

Так что, лишний раз урок: рынок он РАБОТАЕТ!!! Пользуйтесь им!!! Особенно, когда речь идёт о конкретном товаре.

Внезапная смена клавиатуры…

На прошедшей неделе дочь у меня в кабинете залезла на стол что бы достаточностях кораблик, стоящий на полке и так как она пока маленькая (год и 9 месяцев) и иногда без памперсов ходит, то встал вопрос о просушивании, а потом и замене клавиатуры. Напомню, что я местами ретроград и до сих пор использую Mac Book Pro Retina образца середины 2012 года, то есть 5 лет уже ноуту (я его покупал как только он стал доступен в РФ, вроде как раз сентябрь-октябрь был, если не путаю) и он у меня 99% времени стоит на подставке и подключен к паре мониторов 27″, а мышка и клавиатура через BT работают.

Было два варианта замены: купить точно такую же как была старую клавиатуры за 3,5к₽, но подождать доставку, или же купить новую за ~7к₽, но в тот же день. Конечно, я выбрал второй вариант ибо обновление же и хвалёный механизм «бабочка» и аккумулятор на месяц (на старой  тоже надолго хватало вообще-то).. то есть менял реально «шило на мыло» ради прогресса за свои деньги.

Плюсы:

  • сами клавиши больше;
  • клавиатура в целом компактнее;
  • большие клавиши влево-вправо, что удобнее, чем было, конечно;
  • зарядка от Lighting;
  • очень лёгкое нажатие клавиш.

Минусы:

  • главный минус — ОНА ГНЁТСЯ ОТ НАЖАТИЙ в центре!
  • угол наклона другой и это сильно меняет ощущения;
  • слишком мягкие клавиши с небольшим ходом сильно плутают ощущения;
  • нет индикатора разряда.

Так что, девайс вполне спорный и если вы думаете менять или нет — лучше не меняйте.

AirPods

Как говориться: «Apple уже не торт» в том смысле, что новинки доходят до рынка с какой-то очень странной скоростью… В частности продажи AirPods начались ранней весной, а до торговых сетей они начали доходить только в июне месяце, что крайне странно!!! Однако, в пятницу случайно поискал не появились ли они где в результате Связной предложил предзаказ с сильно завышенным ценником, официальный сайт сказал, что надо ждать 6 недель и в Ижевск они не повезут, а вот Технопоинт рапортовал, что готов за пару дней доставить в местный магазин, так что, я поддался соблазну опять им поверить и опять не ошибся (iPhone 7+ я там же купил так как Связной про меня забыл).

В результате вчера (в воскресенье) я забрал у них AirPods в Ижевске. Ну исегодня протестировал их в интересных мне приложениях.

Сразу хочу сказать, что мне от повседневных наушников хочется странного:

  • они не должны быть изолированными ибо улицу мне бывает надо иногда слышать;
  • они не должны быть вкладышами, так как иногда я хочу в них потреблять пищу и не слушать при этом звуки суставов;
  • конечно, уши не должны от них уставать;
  • ну и они обязаны быть с гарнитурой ибо  иногда надо говорить по телефону.

Сегодня я испытывал их в течении пары часов прогулок по городу и на обеде (ел я не снимая наушников). И остался полностью доволен результатом, чем немало удивлён ибо ожидал всё же подвоха. Тем не менее о плюсах:

  • очень лёгкие и ушив них не устают;
  • держатся очень неплохо, однако, так как ловкость — это не моя сильная сторона, то один из наушников мне удалось уже сегодня уронить на асфальт, правда на сухой и поднять труда не составило, но всё же они очень маленькие!
  • Неожиданно очень разборчивый звук и даже есть намёк на низы, точнее «мяса» там, конечно, нет, но бас-гитара слышна прекрасно, равно как и нюансы голосов, что сильно удивило;
  • очень неплохо работающий микрофон, однако, «отмороженность» Siri вынуждала доставать телефон;
  • футляр просто идеален!
  • время работы я пока не испытал, но за час они разряжались примерно на 30%.

Недостатки:

  • миниатюрность — требует аккруатности!
  • громкости пожалуй, хотелось бы чуть больше, впрочем это относится и проводным наушникам от Apple, так что, тут компромисс между уличными шумами и, соответсвенно, безопасностью и музыкой (подозреваю, что тем кто пользуется отечественным метро они покажутся слишком тихими в этом самом грохочущем метро, но в Ижевске Метро нет, так что, это мне не особо критично);
  • одного жеста (двойное постукивание) явно маловато, например. громкость хотелось бы менять «поглаживающем», например, а то приходится или командовать Siri или телефон доставать;
  • для включения музыки иногда достаточно просто вставить наушники в уши (ничего не нажима), а иногда надо разблокировать телефон, что, конечно, не очень удобно…

Однако в целом моё мнение: ОТЛИЧНЫЙ ДЕВАЙС!!!

Длинная история про кондиционеры или почему это лето будет холодным…

Намедни я поставил почти все кондиционеры и в связи с этим получил массу (штук пять, примерно, но это же нормальный «новостной повод» для местных СМИ, так что, мне явно уместно поступать аналогично) отзывов, так что хочу уточнить два момента: по закону подлости после установки кондиционеров они должны доказать свою бесполезность, так что лето по моему прогнозу в Ижевске будет совсем не жарким, как, например, прошлое. Во-вторых, я хочу пояснить почему я соорудил столь не вполне очевидную многим конструкцию…

Начну, как обычно, с исходных данных, которые за последние 3 года стройки не изменились:

  • так я хотел сделать комфортный климат в каждом помещении, но минимальными средствами, то мне пришлось изучить разные подходы к этому вопросу, но ключевой момент — в каждом помещении должна быть возможность настроить микроклимат!
  • важный момент — уровень шума, который не должен превышать комфортного уровня для пребывания у помещении одного человека, то есть в идеале 30-40дБ со всеми включенными системами обеспечения климата (ради этого я усложнил проект вентиляции и выдвигал особые требования к кондиционерам, хотя по сути та-же история что с вентиляцией);
  • что бы избежать шума от внешних блоков все они размещены на стене гаража, то есть совсем далеко от жилых помещений (трубопроводы и проводка заложены при проектировании, конечно) — это некоторое удорожание, так как нужны аппараты умеющие работать с длинными рассами труб, ну и сами медные трубы и кабели стоят небольших дополнительных денег, кроме того, есть проблема дренажа ибо сливать воду тоже куда-то нужно;
  • каждый из блоков должен иметь комфортный режим, то есть быть тепловым насосом и выдавать воздух комфортной температуры, а не работать жесткими импульсами или как индийские кондиционеры (либо максимум холода, либо выключен).

Эти требования вынудили меня вычеркнуть из рассмотрения сплит-системы, когда один внешний блок обслуживаем несколько внутренних, так как там внешний блок может работать либо на холод, либо на тепло, но для нескольких контуров разом, что в моём случае неприемлемо. Оставалось искать обычные тепловые насосы подешевле, но с возможностью дистанционного управления. Так как в прошлом году была жуткая жара, то я в спешке купил кондиционер без управления через интернет, который потом, может быть, поменяю (из-за этого консолей для крепления 8, хотя кондиционеров по плану всего 7). Остальные кондиционеры имеют модули управления через интернет и славятся надёжностью и низким уровнем шума.

Пару слов о приложении для управления через интернет — «оно убого» (MELcloud называется)… Однако, функции свои выполняет, хоть и с большой задержкой, но ключевая функция у него — «выключить утюг» работает нормально, то есть с задержкой всего в 1-5 минут, что для этого случая годится. Кстати, немаловажно заметить, что тепловые насосы очень энергоёмкостей-эффективны, то есть затрачивают минимум энергии для получения результата, так что их КПД в моём, например, случае 5,8, что относит их к классу А+, что, конечно, очень круто, если кто вдруг не в курсе. На самом деле, у меня три модели блоков используются, но все примерно одинаковы по эффективности. Местные установщики сказали, что я если   WiFi умеет плясать WPS, то они не умеют их настраивать, так что мне пришлось напрячь свои скудные знания вражеских языков, что бы настроить их самостоятельно без лишних «виртуальных кнопок» ибо  Mikrotik в режиме CAPsMAN (это жалкое подобие мобильной WiFi-сети, если кто не в курсе букв странных) оказывается вот так просто не умеет WPS, а только с очень хитрыми настройками, которые потом снижают надёжность заметно! Но суть в том, что модули MAC-557IF-E (реально они стоят радикально дешевле, чем на устаревших сайтах) имеют режим настройки через собственный  WiFi, то есть они изображают из себя  AP и имеют Web-интерфейс локальный. Ради безопасности я посадил их в DMZ-WiFi, то есть доступа к важным для меня устройствам, хранящим информацию, они не имеют вовсе.

Результат — соответсвует ожиданиям. Всё работает как было задумано, хотя есть мелкие вопросы к помпам и, возможно, надо ещё пару клапанов на дренаж поставить.

Про сканирование старых плёнок и слайдов

Так как нынче я принялся за оцифровку семейного фотоархива, то мне пришлось задуматься над тем как же получить наилучший результат. Сначала я отдал плёнки в местный фото-сервис Контур-фото где удалось отсканировать большую часть плёнок, однако, так как сканирование проводилось на профессиональной машине Fuji ориентированной на плёнку 35мм в рулонах, то возникли проблемы со сканированием кадров повреждённой перфорацией, широких плёнок (60мм) и слайдов, которые там пришлось сканировалось на планшетном сканере Epson. Ну а коли часть фото есть только на бумаге, то их мне тоже надо сканировать и я задумался над покупкой домой продвинутого сканера. До этого я пользовался сканером моего старенького МФУ, но он уже начал давать полосу посреди изображения при сканировании и не может сканироваться прозрачные материалы. После чтения интернетов выбор пал на сканер Epson Perfection V600 Photo отличающийся не только хорошим разрешением, что важно для слайдов, но и технологией ICE существенно упрощающей борьбу с царапинами. Сразу скажу, что у сканера есть два существенных недостатка:

  • Совершенно странное программное обеспечение в дизайне 80х годов прошлого века с адской системой меню и кнопок
  • Все пластиковые вкладыши для плёнок да и задник для фото на бумаге откровенно хлипкие и обращаться с ними нужно очень аккуратно что б не сломать

В процессе сканирования выяснилось, что салфетка для удаления пыли со стекла крайне необходима, равно как и спирт для удаления отпечатков пальцев, которые остаются при смене рамок для разных форматов и бумажных фото. Кроме того, зубочистка оказалась ключевым атрибутом при сканировании слайдов ибо без неё достать их из рамки не заляпав стекла было совсем не реально.

Девайс не самый новый, так что он легко нашёлся по цене заметно ниже рекомендованной в интернет-магазине Онлайн-трейд, который привёз мне его за 2 дня, что очень неплохо, но типично для современных магазинов. На фото сканер в открытом виде и заряженный парой полосок плёнки 35мм по 6 кадров. Так как намедни меня спрашивали как я храню плёнки, то расскажу про то какие у меня есть варианты исторически сложившиеся:

  • Рулоны
  • Полоски по 4 кадра завёрнутые в листы кальки или простой бумаги формата А4
  • Полоски по 6 кадров в специальных сильверах собранные в альбомы (на фото один из них). Прелесть в том, что одна плёнка 36 кадров занимает как раз один лист
  • Слайды в разных рамочках
  • Внесистемные обрезки плёнки

Однако, всё это мелочи по сравнению с главным — результатом сканирования и вот тут всё на удивление очень хорошо!

На картинке справа фрагмент скана плёнки Agfa HDC 200-2 (светочувствительность 200 единиц) проявленной в обычном минилабе с разрешением 4800 dpi (максимальное 12 800 dpi). Сканирование 12 кадров, которые входят в рамку в два ряда занимает в этом разрешении порядка 20-30 минут! Однако, максимальное разрешение особой радости не приносит (разве что проблемы), так как сканирование всей площади разом в нём невозможно (убогая софтина ругается, что слишком большая площадь). Во-вторых, максимальное разрешение явно «синтетическое», так как цифровые артефакты портят даже   TIFF, то есть полезной информации там явно не больше чем в 4800. Однако, смотрите сами на кроп. Есть ещё варианты поиграть с разрядностью цвета (первый вариант 24 бита, а второй 48, например) и пост-обработкой (тут фрагменты приведены без какой-либо обработки, то есть просто вырезаны силами PhotoShop и сохранены в более потребном формате. Конечно, дополнительные разряды и точки дают возможность более точно отредактировать фото и с минимальными потерями полезной информации.

Скажу честно, что получить на бумаге такое качество во времена, когда были сделаны снимки было совсем не тривиальной задачей. Для полноты картины приведу сильно пожатое и уменьшенное фото с которого выбран фрагмент (кроп).

Авось кому-то мой опыт пригодится, а мне пока нужно очень много времени что бы обработать домашний фотоархив полностью. И масштабы бедствия мне пока даже приблизительно не понятны. Может в этом году успею?

PS: большая часть статьи написана на iPad. Оказалось на удивление удобно и писать и картинки вставлять, когда был iPad mini было чуть хуже из-за того, что там я текст набирал в landscape ориентации, а с iPad Pro в portrait, то есть места для отображения результата заметно больше.

Нужна помощь коллективного разума про алгоритм управления подогреваемо водостоков

 Есть у меня одна проблема, которую уже два года (сезона) не могу решить — алгоритм управления подогревом водостоков. Суть проблемы проста: есть «тупой алгоритм» держать их включёнными в диапазоне температур -3 — +3 градуса. Минус этого метода в излишней энергоёмкости и как следствие цене. Есть датская интеллектуальная система, которая позволяет сократить расход электричества измеряя влажность и температуру в конкретных водостоках и включая подогрев импульсами, проверяя результаты своей деятельности. Но цена датчика температуры и влажности на уровне 500 евро делает систему слишком дорогой. Казалось бы достаточно логики слежения за трендом темеператуы воздуха и временем суток ибо в 90% случаев ночью холодно, а днём тепло. Но готового алгоритма я пока не нашёл, а свой так и не могу придумать. Может быть у кого-то есть опыт и рекомендации?

Попытка уменьшить вес багажа или кино на планшете…

 

Когда в поездку я беру фотоаппарат, то, как правило, беру и ноутбук ибо часть фото хочется отстранить опубликовать с небольшой обработкой. Не так давно вышла очередная версия LightRoom для iPad и я решил озадачиться уменьшением багажа. Сам ноутбук это половина веса ибо к нему надо зарядник, внешний диск логичен тоже или два, всякие кабели. Так что ноутбук у меня даёт прибавку к весу багажа порядка 5кг, так что я решил, что штатив важнее, а остальное я попробую решить на планшете. В чём прелесть LightRoom, так это в том, что файлы с настройками обработки тоже прекрасно переносятся и потом видятся одинаково как на компьютере, так и на планшете. В моей версии подписки для фотографов Adobe даёт всего 2Гб в своём облаке, что, конечно, жлобство если учесть, что один RAW занимает 21Мб. Однако, факт, что сам сервис очень удобный если фото обрабатывать не только на компьютере, но и гаджетами. На фото над iPad лежит переходник для SD-карточек, при его подключении ios предлагает поменять фото для переноса в фотопоток при этом он видит и RAW и DNG. 
Вторая задача которая встаёт перед поездкой — взять какие-нибудь киношки в дорогу. Киношки зачастую в формате mkv, который iPad так просто не понимает и надо файлы закидывать в кокнхретное приложение на конкретном устройстве, что в путешествиях семьёй не очень удобно, так что возник вариант беспроводного внешнего диска (коробочка справа). К этой коробочке надо подключиться по wifi и через её приложение лито сразу смотреть кино, либо отправить на VLC, например, что важно из-за кодеков! Что бы открыть меню отправки кино на стороннюю софтину нужно на иконке фильма нажать вертикала ней три точки.

      

Краткий обзор HudwayGlass ну и несколько слов о HUD

История и мой опыт

Идея отображать дорожную информацию на лобовом стекле совсем не нова  (GM презентовала HUD в далёком 1988 году, а в 90е годы 20го века их начал предлагать BMW), однако, до сих пор является некой диковинкой и не стала массовой по целому ряду причин. Однако, я уверен, что по мере развития автомобильных интересов к IOS и Android технология получит второе дыхание. 3 года назад мне довелось поездить на BMW с HUD по Европе и не могу сказать что бы я был в восторге. Приложение Hudway появилось 4 года  назад и не вызвало у меня особых восторгов, тем не менее 2 года назад они начали выпускать специальную подставку для телефона с отражающим стеклом, что, конечно, сильно улучшило картинку, но не решило ключевую проблему — использование собственно телефона как проектора. Именно эта подставка называется HudwayGlass и именно её я намедни купил в офисе компании РИТ (разработчика этого софта и подставки).

Вообще я считаю, что большая часть технологий встроенная в автомобиль крайне неудобна именно из-за того, что она не имеет взаимодействия с телефонами или иными гаджетами, позволяющими подготовиться к поездке вне автомобиля, например, логично планировать маршрут в отеле или дома, а не тогда когда сел в машину искать адреса в тамошней убогой навигации. Аналогично и плейлист на поездку удобнее готовить в спокойной обстановке, а не в машине, когда логично уже ехать. Благо сейчас есть перспектива что это недоразумение будет исправлено и автомобили станут заметно удобнее.

Второй существенный момент: на автомобилях нет «рынка приложений» и как результат все приложения от автомобильных производителей ужасны по сравнению с конкурирующими за пользователя приложениями на мобильных операционных системах. Ну и так как телефон всегда имеет доступ к Интернет, то приложение и конфет там всегда легко обновляются, чего никак нельзя сказать об автомобилях, даже когда там есть куда поставить СИМ-карту. Единственный неоспоримый плюс приложения от автомобильных производителей — они интегрированы под конкретные кнопки и крутилки расположенные в удобных местах, то есть на руле или около пассажиров. Ну а кнопки в автомобилях по-прежнему намного удобнее и безопаснее сенсорных экранов, как ни крути!

О технологии HUD

Плюсы:

  • Водитель видит прямо на лобовом стекле важную дорожную информацию и не отвлекается на взгляды по сторонам во время движения, что должно повышать безопасность движения;
  • Можно показывать всякие стрелочки, подсказки и прочую навигационную информацию, что актуально как раз во время манёвров, когда смотреть на навигатор неудобно, а голосовая подсказка часто непонятна на сложных развязках и перекрёстках (это меня удивляет, конечно, как за последние 10 лет не научились понятно объяснять манёвры на дорогах);
  • В принципе можно показывать и кусок карты, но так не делают обычно в силу всяческих технических ограничений на сегодня.

Минусы:

  • Лобовое стекло обычно триплекс, то есть состоит из 3-х слоев стекла и имеет суммарно 4 поверхности смены коэффициентов преломления, а значит простое отражение будет иметь 4ре контура, что, конечно, совсем не здорово;
  • Для хорошей картинки надо иметь одну отражающую поверхность, то есть либо приклеивать плёнку на стекло (как делает BMW) или ставить дополнительное полупрозрачно стекло как сделано в HudwayGlass. Последний способ хорош тем, что можно ставить устройство на разные автомобили, но любая лишняя сущность чаще мешается, чем используется;
  • картинка очень сильно зависит от освещённости на улице, то есть при встречном солнце HUD совершенно бессилен;
  • если хочется иметь яркую картинку, то надо использовать лазер, но тогда очень ограничены графические возможности, а если использовать проекционный экран, то усугубляется проблема яркости картинки.

HUDwayGlass

Однако, теперь конкретнее о HUDwayGlass. Очень симпатичная коробочка за $50, содержит в себе:

  • два  варианта крепления на торпедо: на шарнире что бы менять угол подставки и без шарнира но компактный. Оба крепления клеевые, то есть с кованными торпедо в Бэнтли будут проблемы. Оба крепления имеют магниты и выступы для дискретного поворота подставки по горизонтали;
  • подставку для телефона с полупрозрачным отражающим стеклом и мешочек что бы можно было бросить её в бардачок не опасаясь царапин;
  • карточка с промо-кодом на полную лицензию на приложение HUDway (текущая цена лицензии отдельно на сегодня 699₽);
  • карточка с NFC меткой для Android что бы автоматом запускать приложение  HUDway;
  • краткая инструкция по установке с картинками;
  • гарантийные обязательства (в течение года RMA).

Сама подставка и стекло выглядят вполне внушительно при этом не заметно что бы она могла издавать посторонние звуки типа скрипа, однако, это покажет время. Из недостатков, конечно, то что стекло очень боится касания пальцами, так как остаются отпечатки, а избежать этого не очень реально. Но тут деваться особо не куда, так что, требуется проявлять аккуратность в обращении с агрегатом.

Так как крепление магнитное и устройство крепится на торпедо, то в случае лобового столкновения оно непременно вместе с телефоном полетит в лобовое стекло, что, наверное, не особо страшно. На кочках и в поворотах оно совершенно уверенно удерживает телефон на месте даже когда последний находится в чехле.

Что касается сути устройства и технологии HUD  с использованием телефона, то тут есть концептуальные проблемы, которые невозможно решить без отдельного устройства, которое, кстати, компания РИК разрабатывает (называется оно HUDway Drive и есть шанс, что мне удастся его протестировать тоже, а то ценник его пока несколько пугает- 449$ предзаказ с отгрузкой после 17-го мая 2017):

  • на телефоне не реально нажимать что-либо, когда она находится на подставке ибо экран не виден, да и дотягиваться неудобно;
  • теряется часть функционала телефона, так как невозможно снимкой интерактивно взаимодействовать кроме как голосом;
  • при приходе уведомлений или телефонных звонков они перекрывают экран текущего навигационного приложения, то есть, вы рискуете остаться без навигации в самый неподходящий момент и это самый существенный недостаток этого варианта HUD;
  • для лучшей картинки приложения с HUD включают максимальную яркость, что приводит к более интенсивному использованию батарейки, так что телефон разряжается быстрее, либо надо подключать телефон к зарядки и ехать с висящим проводком, что не красиво, но деваться некуда.

Приложения

Приложений для телефона поддерживающих HUD пока не так много (видимо все ждали выхода HUDwayGlass, так вот он вышел и уже пора внедрять во все навигаторы!), однако, они всё ж довольно разные и полезные:

HUDway app — забавное приложение, которое очень полезно для ночной езды, так как наглядно показывает изгибы дороги, что позволяет не сбавлять скорость лишний раз от того, что не знаешь дороги и крутизны поворота. В программе нет своей навигации, однако можно выбрать один из 3-х сервисов на   IOS это:  Apple Maps, Google Maps и Open Street Maps. изначально нужно указать куда именно летит маршрут и только после этого появляется картинка с дорогой и её извилинами. Отчасти оно логично, но казалось бы можно было бы просто рисовать упрощённый кусок факты с дорогами и перекрёстками что бы было проще ориентироваться, тогда приложения можно было бы пользоваться без указания конечно точки пути. Кстати, не знаю как оно ведёт себя без сотовой сети, сомневаюсь, что оно кэширует карты у себя хотя бы на маршрут, надо будет попробовать. Кроме того, что оно показывает повороты, оно может ещё их и проговаривать, что может быть полезно на устаревших автомобилях где нет BT ибо в современных он почти везде есть и если музыка играет с магнитолы, то на телефон аудиосистема будет переключаться только в случае телефонного звонка, а с музыкой микшировать она предупреждения не будет. Приложение умеет показывать текущую скорость пройденный и оставшись путь, время в пути, время до окончания пути. Однако, эта информация доступна только на отдельных вкладках, которые надо листать. Это вызывает недоумение ибо все навигаторы спокойно размещают всю эту информацию прямо на экране и места им хватает. повторю, что дотягиваться до телефона используемого как проекторы КРАЙНЕ НЕУДОБНО, так что, фактически пользоваться всем функционалом просто не получится. Может быть разработчики сподобятся в настройках поставить галочку выводить всю информацию на один экран? Кстати, чего лично мне не хватает в этом приложении, так это горизонт видимости реального, то есть видимости дороги с учётом рельефа местности. Можно ещё с учётом погоды, но можно и без этого. Ну и, конечно, полезно было бы показывать участки где запрещён обгон. Это бы подняло кейз по использованию приложения на качественно новый уровень и явно увеличило бы его продажи, так как такого полезного водителям функционала я пока не встречал.

Navmii GPS — пожалуй лучшее мобильное навигационное приложение, что я видел в своей жизни! Столь продуманного и современно интерфейса я не встречал ешь ни разу. Крайне рекомендую! При этом оно бесплатно и содержит offline карты. Из недостатков — оно не выводит на экран навигации карту местности, что иногда бывает очень полезно на практике.

Sygic — недешевое навигационное приложение с несколько путанным интерфейсом, но отображает карту местности во время движения по маршруту.

HUD Widgets — набор спидометров виджетов от HUDway.

В завершении хотелось бы показать какое расположение телефона в автомобиле мне кажется самым удобным, так как позволяет пользоваться я им полноценно во время коротких остановок в пути (минута на светофоре — это может позволить написать твит или сделать выложить фотку, например). В данном случае я использую крепление ppyple CD-N5, но раньше я использовал другие подобные, в частности мне очень нравился держатель  Belkin устанавливаемый в гнездо «прикуривателя» имевший разъём зарядки телефона (сейчас они таких не делают уже).

Как я строил дом. Автоматизация (часть 7)

Довольно долго я откидывал написание этой части в силу того, что не все системы работали как задумано. Однако, недавно у нас уже были морозы до -28 и автоматика доказала что с таким уровнем она справляется. По сравнению с прошлым годом пришлось изрядно модернизировать систему ибо в прошлом году вентиляция в морозы часто вырубалась и причина была тогда неочевидна. Эта зима тоже началась с ошибок вентиляции, но учитывая опыт прошлого сезона мы со специалистами по вентиляции и сантехнике смогли докопаться до сути довольно быстро, буквально на второй визит специалиста по вентиляции уже стало ясно куда копать и дальше выяснилось то, чего никто не ожидал, конечно. Однако, об этом чуть позже…

Автоматизацию я разделил условно на две части:

  • локальные системы автоматизации, которые вполне автономны и привязаны к конкретным устройствам, обеспечивая их штатную работу, например, автоматика системы вентиляции обеспечивает то, что система не разморозит и не выйдет из строя, обеспечивая при этом оптимальный уровень комфорта в помещениях;
  • общая система автоматизации, объединяющая как автоматизированные комплексы, так и просто датчики и релюшки (исполнительные устройства) с данными из интернета и сценариями поведения.

По сути первый год я делал упор именно на системы первого вида ибо они важны и должны работать вполне автономно и стабильно. Более всего проблем вызывала система обеспечения комфорта в доме в зимнее время, так как она самая сложная была в проектировании и по расчётам требовался очень суровый газовый котёл, но так как система с автоматикой, то всегда возможен компромиссные вариант и именно по нему я и пошел. По сути проблема была в площади занимаемой системой с мощным котлом, то есть мне очень не хотелось увеличивать место отведённое под тепловой узел. От того, решение и собралось из самых продвинутых устройств и очень компактное. 

На фото справа мой тепловой узел в нынешнем виде, точнее основные его части. Поясню как оно работает и зачем это тут всё.

  • Теплоноситель (обычная водопроводная вода в замкнутом контуре) поступает из газового котла в гидрострелку у которой сверху справа вход, а снизу справа выход обратно в котёл, то есть образуется малый контур по которому газовый котёл гоняет теплоноситель, а остальные потребители отбирают нужное им количество через коллекторы. Газовый котёл настроен на поддержание температуры обратной воды, а не подаваемой, как у всех котлов по умолчанию настроено, без этой важно й настройки котёл работал очень странно и тепла категорически не хватало из-за пауз вызванных несогласованностью автоматики;
  • Тёплые полы имеют собственные контуры и, соответсвенно, насосы, а температуру в них регулируют термостаты, поворачивая трехходовые клапаны, меняя отбор теплоносителя из коллектора, то есть, насос гоняет воду по кругу, но что б она не остывала совсем к ней добавляют «горяченькой»;
  • В верхней части фото находятся «гребёнки» (коллекторы) тёплых полов 1-го этажа. Сверху подача воды и расходомеры, показывающие сколько именно воды циркулирует в конкретном контуре (по сути в этой конкретной системе они просто так для красоты и для проверки состояния клапанов). Чуть ниже стоит коллектор «обратки» и на нём установлены электрические клапана, управляемые термостатами «умного дома». На некоторых трубках установлены датчики температуры, так как не во всех помещениях есть свои датчики, то там температура регулируется по остаточной температуре. В данном случае это 3 сильно разных по условиям контура в гараже (один контур у ворот и там надо заметно больше тепла, чем на остальных) и санузел. На гребёнках установлены датчики температуры термостатов. Задача термостатов подавать на тёплые полы всего 40 градусов, а не 70-80, как на вентиляцию;
  • в левой части фото видны трубы уходящие к вентиляции, которые отличаются тем, что кроме отдельного насоса с расходомером там установлен дополнительный фильтр механической очистки воды. Суть в том, что в калориферах системы вентиляции используются довольно тонкие трубки для максимальной теплоотдачи и они очень боятся перемерзания и последующей разморозки. Что бы избежать этого есть система автоматики, которая с случае опасности выключает систему вентиляции и закрывает жалюзи с улицей. Система эта довольно «умная», так как она не тупо вырубает системы, а всё же регулирует всеми доступными способами теплообмен и скорость воздуха. Управляет автоматика как скоростью вентиляторов (она может снижать их, а задаётся только максимальная скорость), так и отбором тепла на первый калорифер для предварительного подогрева воздуха с улицы и на выходной калорифер после увлажнителя, который уже обеспечивает заданную температуру воздуха подаваемого в комнаты. Та же автоматика, для полноты картины, следит за загрязнением воздушных фильтров и сигнализирует о необходимости  их чистки, впрочем, я сам чищу пока их чаще, чем она могла бы сработать. По положению клапана отбора теплоносителя для входного калорифера и и циферкам на насосе можно судить о загрязнении фильтра. По идее фильтры стоят перед обоими калориферами, но так как лазить туда неудобно, то я поставил дополнительный в удобном месте. А вся проблема с вентиляцией в этом году была как раз в избытке ржавчины в системе, которая забивала фильтры и сокращала объём прокачиваемой через калориферы воды! Так что, этот дополнительный насос и фильтр полностью решили проблему. Окалина в системе берётся из гидрострелки и коллекторов, которы сварены из чёрного металла ибо делались под конкретный проект и конкретные размеры (лишний отвод — это задумка подать на баню отопление водой, если мощности хватит от вентиляции, но она не сработала, 35кВт хватает только на дом в сильные морозы). Есть предложение переделать этот узел из нержавейки, но с другой стороны когда фильтр легко доступен чистить его раз в месяц-два особого труда не составит. Так что, можно сказать, что нынешнее решение промежуточное или временное, но факт, что это решение проблемы и оно может работать без участия человека довольно долго, а если ещё глубже копнуть, что когда людей в доме нет продолжительное время (несколько дней), то логично систему вентиляции всё же отключать вовсе.

Вот ссылки на предыдущие статьи по этой теме:

Так как я постепенно внедряю всякую автоматизацию, то в ближайшее время планирую описать сценарии, которые сформировались по мере необходимости, например ворота теперь можно открывать KNX-кнопкой около входа внутри дома. Продолжение следует…